«Парфюмер» Жан Батист Гренуй - Вымышленные маньяки и психопаты - Архив Маньяков - Маньяки и серийные убийцы
Главная » Файлы » Вымышленные маньяки и психопаты

«Парфюмер» Жан Батист Гренуй
25.02.2014, 04:59
Аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, 
и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, 
об отвращении и влечении, о любви и ненависти. 
Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей.



Впервые этот необычный и гениальный маньяк появился на страницах романа Патрика Зюскинда "Парфюмер" в далеком уже 1985 году. Долгое время автор был против экранизации своего произведения, впоследствии многие именитые режиссеры - включая Стэнли Кубрика и Дэвида Кроненберга - отказывались снимать фильм по роману, указывая на сложность воплощения на экране данного текста. В итоге в 2006 году немец Том Тыквер все-таки поставил картину, которая была названа "Парфюмер: История одного убийцы".

В центре романа и фильма образ самого Гренуя, это именно он - Парфюмер. Юноша, родившийся в грязи на рыночной площади Парижа, и выросший в лучшего маэстро парфюмерии всех времен. Гренуй обладает одной сверхчеловеческой особенностью - он не имеет собственного запаха, но идеально слышит и различает все окружающие его амбре и ароматы. Идеей фикс Гренуя становится создание идеального, совершенного аромата, для чего он убивает молодых красавиц и создает из их трупов эссенцию для духов. 



Наибольшее же впечатление производит финал жизненного пути этого чудовищного уникума: Гренуй все-таки создает свои "супердухи" и, когда использует их на себе, европейская знать буквально впадает в экстаз; когда же Гренуй возвращается на место своего рождения, городское отребье буквально пожирает его.

Паршивые запахи и благоухающие ароматы XVIII столетия, описанные в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер», захватывающий сюжет об уродливом убийце-парфюмере и реалистичность описываемых событий привлекают читателей. Но амбровый душок эроса и мускусный оттенок детектива всего лишь начальные ноты столь популярного «литературного» парфюма. В книге кроется куда более интересная история – путь становления и крушения гения. «Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что я сделаю это еще раз».

БЕСПОДОБНАЯ ИМПЕРИЯ ГРЕНУЯ

Главный герой романа — личность, мягко говоря, отталкивающая. Все в нем: и внешний вид, и образ жизни, и даже появление на свет вызывает отвращение. Зюскинд постарался, подбирая наиболее омерзительные эпитеты для характеристики своего персонажа. Пожалуй, во всей книге не найдется доброго слова в адрес Гренуя. «Он был с самого начала чудовищем». Поступки Жана-Батиста Гренуя характеризуют его как убийцу, сумасшедшего, маньяка, при этом гениальность и бесценный дар забываются, отводятся на второй план. Хотя именно это сторона личности героя наиболее интересна, а преступления являются всего лишь средством раскрытия его таланта.

Конечно, нельзя оправдать убийства, совершенные Гренуем. Но можно посмотреть на эту историю с другого ракурса, где Жан-Батист — жертва собственного дара. Он создал бесподобную империю ароматов, которая его и погубила. Гренуя не могли остановить ни моральные принципы, ни этические нормы. Он тщательно собирал ароматы, составлял из них композиции, бережно хранил — и все это в воображении! Его внутренний мир стал его жизнью, которую он покидал лишь для того, чтобы пополнить коллекцию запахов из мира людей, мира, пропахшего тухлой рыбой, человеческими испражнениями и сточными водами. Но совершив первое убийство, Гренуй понял, для чего он появился на свет. «Он нашел компас для своей будущей жизни. И как все гениальные чудовища, устроенные так, что через внешнее событие прокладывается прямая колея в вихреобразный хаос их душ, Гренуй уже более не отклонялся от того, что он принимал и признавал за направление своей судьбы. Теперь ему стало ясно, почему он так упорно и ожесточенно цеплялся за жизнь: он должен был стать Творцом запахов. И не каким-то заурядным. Но величайшим парфюмером всех времен».



Жан-Батист был одержим идеей создания идеального аромата. Он, словно наркоман, зависел от своего дара. И, как это часто бывает, гениальность Гренуя была и его наказанием. Он не сошел с ума, как многие талантливые люди, не заболел неизлечимой болезнью. Но его идея стала гибельной. Гренуй мечтал, что его аромат будет настолько прекрасным, что все люди мира начнут преклоняться перед ним. Он, человек без запаха, станет богом. И его мечта сбылась. Но за ней ничего не последовало…

«Богатые и власть имущие, гордые господа и дамы умирали от восхищения, а окружавший его широким кольцом народ, в том числе отцы, матери, братья, сестры его жертв, праздновали оргию в его честь и во имя его. Ему достаточно кивнуть, и все отрекутся от Бога и будут молиться на него, Великого Гренуя… 

В этот миг он пережил величайший триумф своей жизни. И он ужаснулся. То, чего он всегда так страстно желал, а именно чтобы его любили другие люди, в момент успеха стало ему невыносимо, ибо сам он не любил их, он их ненавидел». Читатели осуждают Жана-Батиста, называя его жестоким убийцей. Но убийцей был не он! Его родная мать уничтожила в Гренуе зачатки человечности, выплюнув его в рыбные потроха. Священник Террье растоптал веру в Бога, выбросив ребенка на свалку к мадам Гайар. 



И даже мастер Бальдини угробил доверие к людям, присосавшись, как пиявка, к таланту Гренуя и используя его дар для собственного тщеславия и обогащения. Но это, почему-то не принимается во внимание. Все, как загипнотизированное стадо, твердят одно: Гренуй — маньяк. Ординарные умы, к сожалению, не могут понять сущность гения, его мотивы и поступки. «Я знаю людей, в душе которых вселенная, она неизмерима, бесконечна. Но до нее никому дела нет, хоть убейте».

ТЩЕСЛАВНЫЙ АНГЕЛ

Несмотря на то, что события «Парфюмера» трагичны и ужасны, эта книга стала культовым произведением нашего времени. Она вдохновила режиссера Тома Тыквера на экранизацию романа, а парфюмера Тьерри Мюглера на создание эксклюзивных духов. Среди ароматов, выпущенных ограниченной партией, были такие, как «Запах девственницы» и «Запах Парижа XVIII века». Своим произведением Зюскинд взбудоражил общественность. При этом сам он, как и герой его произведения, личность скрытная: он дал несколько интервью, мир увидел только три его фотографии. На родине Зюскинда называют «фантомом немецкой литературы», «загадочным господином З.», «закулисным гением». Его маниакальная боязнь публичности отразилась и в произведении: Гренуй, лишенный запаха, был невидимкой, что только помогало ему в работе.

Однако, «Парфюмер» — история далеко не новая, а Гренуй — это не только персонаж, придуманный фантомом Патриком Зюскиндом. Известны случаи, когда вполне нормальные люди, в здравом уме и без выявленных психических отклонений занимались тем, за что читатели осуждают героя романа. Они, пренебрегая моральными нормами, не брезговали самыми отвратительными средствами в погоне за деньгами и славой. Так Кроллиус, ученик знаменитого химика и врача Парацельса, считал, что действие благовоний многократно усиливается за счет ингредиента, максимально близкого к жизни, например такого, как тело молодого человека, умершего насильственной смертью. 



Парфюмеру-фармацевту рекомендовалось приобрести труп казненного не ранее одного дня назад преступника. Причем, человека должны были убить через повешение, колесование или же посадить на кол. Желательно, чтобы это был рыжий парень 24 лет. Затем следовало отделить мясистые части, вытопить жир, промыть мышцы винным спиртом и держать под солнечными и лунными лучами два дня и две ночи. Таким образом мясо очищалось от «жизненных принципов» человека. После этого материал необходимо было обработать миррой, шафраном и алоэ и подвесить над огнем «до полной готовности».

Был в истории и случай, похожий на сюжет «Парфюмера». Мануэль Бланко Ромасанта, серийный маньяк из Испании, убивал женщин и детей, выкачивал из них жир и продавал его фармацевтам, а те варили из этого жира высококлассное мыло. Признавшись во всех преступлениях, Ромасанта, тем не менее, себя виновным не считал. Он заявил на суде, что им овладела болезнь «ликантропия», превращавшая человека в волка.



Но эти случаи всего лишь имитация гениальности. Гренуй же литературно гиперболизирован, его дар заменяет ему веру, любовь и другие человеческие чувства. Поэтому получив максимум от своего таланта и не найдя в этом удовлетворения, он решил уйти из жизни. Он убил себя своим же творением — идеальный аромат настолько влюбил в Жана-Батиста убийц и воров, что за полчаса он, опрысканный духами, полностью исчез с лица земли. 

«Они кинулись к этому ангелу, набросились на него, опрокинули наземь. Каждый хотел коснуться его, каждый хотел урвать от него кусок. Перышко, крылышко, искорку его волшебного огня». Гренуй добился своей цели — он стал величайшим парфюмером. Правда, кроме него об этом никто так и не узнал. «Его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории, — летучим царством запахов».

Так состоялся крах гения и, одновременно, его триумф! Жан-Батист сумел полностью испытать грандиозность своего таланта, возвысив свое творение над несовершенным миром человеческих запахов, и раствориться в нем без остатка. Лишь через смерть можно познать величие дара и оправдать жестокий путь к совершенству. Что и сделал бесподобный Гренуй, отдав себя на растерзание на кладбище Невинных. Символично.
Категория: Вымышленные маньяки и психопаты | Добавил: exxxxxcel
Просмотров: 5036 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]