Poena cullei «казнь в мешке» - Лексикон/Словарь - Статьи о... - Маньяки и серийные убийцы
Главная » Статьи » Лексикон/Словарь

Poena cullei «казнь в мешке»
Poena cullei (с лат. «казнь в мешке») — квалифицированный вид смертной казни, известный римскому уголовному праву. 

Poena cullei в Римском государстве

Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме. Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (parricidium). Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.

По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой"»). С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого, хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.

Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6). При этом в Дигестах уточнялись некоторые процедурные особенности приведения данной казни в исполнение: казнимого предварительно били палкой, а бросанию в море в мешке с животными он подлежал только в том случае, если море находилось поблизости; если же моря рядом не было, преступника отдавали на растерзание диким зверям.

Средневековая рецепция

Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.

Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).

Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).



«Еврейская казнь». Средневековая миниатюра.

«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.

Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:

- Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
- Петух означает само преступление;
- Змея означает горе родителей казнимого;
- Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).

Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти.[7] Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньёй и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский бестиарий», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками Дьявола в земном мире.
Категория: Лексикон/Словарь | Добавил: exxxxxcel (26.04.2014)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]